Первое благотворительное учреждение для детей-инвалидов в России появилось в конце 19 века. Его открыла в Санкт-Петербурге Е. К. Грачева. Поводом открытия социального приюта явилось семейное несчастье - у Екатерины Константиновны был болен младший брат. А в России в то время не было учреждений, в которые принимались бы дети с тяжелыми и выраженными нарушениями в развитии. Личный повод в дальнейшем определил характер отношения педагогов к детям и их родителям, как теплое, искреннее, верующее и терпимое.
С тех пор прошло много времени, благотворительные учреждения были закрыты после 1917 г., вновь созданы и открыты в 1991 году.
В настоящее время в нашей стране функционируют различные благотворительные учреждения, среди которых особое место занимают общественные организации родителей детей-инвалидов.
Такой центр есть и в нашем городе. Это негосударственное общественное учреждение. Его создала врач-психотерапевт Рита Рауфовна Стрельцова. К открытию такого учреждения Риту Рауфовну подтолкнуло, как в свое время Екатерину Константиновну, семейное несчастье. Огромное желание и стремление помочь больному сыну помогло Рите Рауфовне создать такой Центр и заявить о себе, как о полноправном участнике в оказании помощи детям-инвалидам.
Долгий путь восхождения и становления прошел коллектив этого учреждения. Прежде всего это касается формирования особого мировоззрения, ценностных ориентаций и убеждений, принятия реализации гуманизма как основы существования общества. Коллектив Центра как никто другой знает, что такое горе и радость, успех и неудача, бескорыстие и черствость, депрессия и вера в будущее.
Под руководством Риты Рауфовны разработана и апробирована программа деятельности Центра, включающая определенные направления работы с детьми в зависимости от возраста и уровня индивидуального развития...
Главным принципом работы с воспитанниками является "желание-возможность-необходимость"... Этот основополагающий принцип работы с отсталыми детьми заложил в 19 веке известный французский врач-психиатр Эдуард Сеген, много лет своей жизни посвятивший оказанию коррекционной помощи таким детям.
Выдержки из статьи Лены Фаритовны
Хайретдиновой, доцента кафедры
специальной педагогики и психологии
БГПУ им. М. Акмуллы. |